Публикации
 
Услуги
 
Информация
 
Контакты
 
 
«Известия», 10 апреля, 2003 г.

Полная глухота.

 Директора сгоревшего интерната дважды штрафовали за нарушение правил противопожарной безопасности

В ночь со среды на четверг в Махачкале сгорела дотла Республиканская школа-интернат для глухих детей. Пожар начался около двух часов ночи, когда воспитанники крепко спали. Чтобы эвакуировать детей, воспитатели должны были растолкать каждого ребенка. Спасти 28 учащихся нулевых и первых классов им не удалось. От страха дети забрались под кровати и сгорели заживо. "Известия" выяснили, что специальных пожарных сигнализаций для глухих в России не имеет ни одна подобная школа. А их в стране - 150.

Республиканская школа-интернат для глухих детей находится в поселке Сепараторный в черте Махачкалы. До ночи четверга это было двухэтажное здание, построенное в 50-е годы. На первом этаже находились учебные классы, на втором - спальни для детей. Как рассказала "Известиям" завуч школы-интерната Зоя Дадашева, здесь учились 222 ребенка. В роковой вечер ночевать оставались 158 детей.

- Мне позвонили, как только стало известно о пожаре, - рассказала "Известиям" Зоя Дадашева. - Я тут же прыгнула в машину и приехала. Первый этаж был уже объят огнем, пожарные пытались сбить пламя, но было ясно, что полностью его потушить не удастся. Из окон второго этажа прыгали дети, некоторых воспитатели, плача, просто выбрасывали из окон - дети боялись. Детишки были босиком, в одних пижамах и трусиках, они дрожали и плакали, поскольку было холодно. Из соседних домов выбежало много людей, они несли одеяла и теплые вещи. Многих детей сразу забирали в квартиры, тех, кто плохо себя чувствовал, "скорая" увозила в больницы. Лично я троих детей сразу посадила в машину и отвезла домой. Один из пожарных отослал к себе 9 человек. Этот же пожарный попытался прорваться в здание, но его самого потом еле вытащили и в очень тяжелом состоянии отправили в больницу.

В четверг к утру, когда пожар удалось потушить, стало ясно, что 28 детей - в основном в возрасте 7-8 лет - погибли. 102 ребенка находились в больницах, остальных родители разбирали по домам. Весь день на месте сгоревшего дотла интерната работала комиссия, которой предстоит выяснить причины возгорания. Но, по словам Зои Дадашевой, скорее всего источником огня, как и в якутской школе, стала электропроводка. Пожар произошел после того, как электричество в Сепараторном сначала отключили, а потом включили.

- Ночью было штормовое предупреждение, на улице - ураганный ветер, и около половины второго ночи электричество отключили, - говорит Зоя Дадашева. - Я разговаривала с воспитателями, которые были ночью. Они рассказали, что ночью, через какое-то время после включения, почувствовали дым. Они сообщили о пожаре и начали выводить детей. Но дети же глухие - каждого нужно растолкать. На это ушло много времени, а когда приехали пожарные, свет отключили снова. Поэтому многих детей не смогли найти. Они испугались, попрятались под кровати. Много времени ушло на то, чтобы уговорить маленьких детей прыгнуть со второго этажа. Да и для самих воспитателей выбрасывать детей было очень нелегко, вы же понимаете.

По мнению пожарных, трагедия произошла из-за несвоевременного оповещения о пожаре соответствующих служб.

- Когда расчеты прибыли на место, весь первый этаж уже был объят огнем, - рассказал "Известиям" начальник Управления Госпожнадзора Главного управления противопожарной службы России Юрий Дешевых. - По всей видимости, воспитатели либо заметили поздно, либо пытались потушить огонь своими силами. Последняя проверка этого здания проходила в ноябре 2001 года. Было выявлено 21 нарушение норм противопожарной безопасности. В декабре 2001 года была проведена контрольная проверка. Оказалось, что 5 нарушений так и не были устранены, и директор была привлечена к административной ответственности. В августе 2002 года наши сотрудники провели еще одну проверку. Те пять нарушений так и не были устранены! Директор снова была привлечена к административной ответственности. Я сейчас не хочу предвосхищать итоги проверки, но одним из этих нарушений было отсутствие противопожарной сигнализации.

- Ошибка дежурных воспитателей состояла в том, что они стали сами тушить пожар, поздно вызвали пожарных, - заявил "Известиям" начальник отдела Управления специального образования Министерства образования России Борис Белявский. - Они не учли, что глухих ребят будет очень сложно эвакуировать. А вообще, я хорошо знаю эту школу, преподавателей. Это был прекрасный по кадровому составу коллектив.

По данным Бориса Белявского, сегодня в России 86 школ для глухих детей и 86 - для слабослышащих. Сгоревший интернат перевели в Махачкалу после землетрясения в Буйнакске в 1979 году. Раньше здесь была начальная школа. По проекту спецшколы сделаны спальни и классы, но электропроводка осталась старая.

Как заявили "Известиям" в Госпожнадзоре, сегодня в России нет специальных правил, которые регламентировали бы оповещение и эвакуацию учреждений, в которых находятся глухонемые люди.

- Есть правила противопожарной безопасности для инвалидов и малоподвижных людей, - пояснил "Известиям" Юрий Дешевых. - На подобные учреждения полностью распространяются общие правила пожарной безопасности, но, кроме того, разрабатываются специальные размеры дверных проходов и лестничных пролетов - чтобы проходили носилки. К глухим это имеет мало отношения. Насколько я знаю, единственный способ оповещения глухих - это сигнальные лампы с очень ярким светом. Но нормативов по их установке нет, и в России они практически не применяются.

- В среде глухонемых сегодня активно пользуются световой сигнализацией, - рассказал "Известиям" исполняющий обязанности президента Всероссийского общества глухих (ВОГ) Николай Кильмаев, - устанавливают ее на телефоны, на дверные звонки. Но таким способом ребенка не разбудишь. Необходима вибросигнализация. По нашей просьбе такая аппаратура уже разработана на красногорском заводе "Зенит" и на фрязинском заводе "Исток-аудио". Но о поставках в спецшколы (а их по России более 150) пока разговора не заходило. Даже не все взрослые могут позволить себе приобрести вибросигнал - его стоимость колеблется от 4,5 тыс. до 9 тыс. рублей в зависимости от количества функций.

Установлена причина пожара в якутской школе

Пожар в средней школе поселка Сыдыбыл произошел из-за неисправности электрического щита. Прокуратура Якутии отметила, что к гибели 22 учеников привели нарушения, допущенные строителями во время возведения здания школы в 1993 году. Например, к одному из запасных выходов был пристроен туалет, электрощит был перенесен со второго этажа на первый, бревенчатые стены школы не были оштукатурены. В качестве второй по степени тяжести причины прокуратура определила неадекватные действия учителей во время пожара. По предварительным сведениям, только один учитель вывел своих учеников из класса через люк на чердак здания, а оттуда по пожарной лестнице на землю. В отношении остальных учителей будет проведено расследование с целью установления их степени ответственности за уклонение от эвакуации детей.

Кто должен отвечать за пожары в школах?

Олег БОЧАРОВ, вице-спикер Московской городской думы:


- Кроме вопроса, кто должен отвечать, существует еще вопрос: кто виноват? Отвечать должны местные власти, потому что школы находятся в ведении местных властей. Власти же должны провести расследование, выяснить причины трагедии и в результате получить ответ на вопрос: кто виноват? Если власти не знают, кто виноват, - значит, виноваты они.

Михаил НИКОНОВ, врач-спасатель, полковник внутренней службы запаса, член Клуба "Известий":

- Во-первых, виновата местная власть, которая не дает денег на надлежащий ремонт зданий. Во-вторых, строители, которые при постройке нового здания или ремонте старого не думают о том, что обязательно нужно предусмотреть наличие двух-трех запасных выходов. Обычно оставляют только один так называемый пожарный выход. Естественно, если что случится, то у этого выхода начнется столпотворение. Мне кажется, что после случившегося в Сыдыбыле и в Махачкале надо серьезно начать обучать детей тому, как правильно действовать при чрезвычайных ситуациях. Например, они должны знать, что при пожаре нужно дышать не открытым ртом, а хотя бы через куртку, чтобы гарь не попала в легкие.

Мария АРБАТОВА, публицист:

- Ответственность за гибель ребенка лежит на взрослых, в случае со школой - на учителях. Родители, которые отдают детей в школу, доверяют ребенка учителю. Ребенок в экстремальной ситуации беспомощен, дети же не Маугли, чтобы самим заботиться о спасении. Для меня большой загадкой остается то, как могло случиться, что в Якутии погибло столько детей, а взрослые остались живы.

Андрей КОРКУНОВ, председатель совета директоров одинцовской кондитерской фабрики "Коркунов":

- Искать виноватых в подобной ситуации - последнее дело. Сейчас легко обвинить строителей, которые плохо построили, учителей, которые не смогли вывести детей, пожарников, которые здание не проверили раньше. Я строю фабрику, поэтому хорошо знаю, сколько нужно сил и средств на обслуживание любого здания, будь то школа или что-то еще, чтобы, например, установить современные системы пожаротушения. Все дело в том, что ситуация в нашей стране такова, что мы просто не можем себе позволить безопасность.

Галина СВЯТКОВСКАЯ, директор негосударственной "Английской школы" г. Архангельска, член Клуба "Известий":

- Прежде всего отвечать должна местная администрация. И потом, ведь должна быть специальная служба, ответственная за безопасность. У нас в школе есть человек, который отвечает за безопасность. В кабинетах есть ящички с песком, огнетушители. Есть и план эвакуации, в котором четко расписано, какой класс, когда и по какой лестнице выходит в случае пожара. Все четко и организованно. Я знаю, что в других школах города тоже есть такие планы эвакуации.

Сергей ЗАГРЕБНЕВ, адвокат:

- Пожары в школах с такими страшными последствиями начали принимать системный характер, следовательно, вопрос об ответственных следует поднимать системно. В данном случае можно говорить об ответственности очень широкого круга людей. Десятки людей так или иначе принимают участие в жизнеобеспечении детских средних учебных заведений. Это и пожарники, и местные власти, и коммунальные службы и конечно же руководство школ.

Мария ШУМИЛОВА, учительница средней школы № 41 г. Чебоксары, член Клуба "Известий":

- Виновата во всем человеческая халатность. Проблема прежде всего в том, что занятий, на которых детей учат, как вести себя в случае пожара, в наших школах проводят очень мало. Порой даже сами учителя не знают, где именно в школе находится пожарный выход.

Марк РОЗОВСКИЙ, режиссер театра "У Никитских ворот":

- Те, кто своей халатностью провоцирует гибель детей. Отвечать должно общество, в котором ценность человеческой жизни сведена к нулю, общество тотальной безответственности. Безответственность и нравственная глухота неизбежно влекут за собой смерть самых незащищенных.

Владимир ДЕМЧЕНКО, Константин ГЕТМАНСКИЙ, Антон КЛЮЕВ.