Публикации
 
Услуги
 
Информация
 
Контакты
 
 
Известия Науки - Компьютеры и сеть

Дети на форуме. - Алексей ТОРГАШЕВ, Кабардино-Балкария.

5 октября страна отмечает День учителя. По правилам русской орфографии надо писать с большой буквы только слово "День". По сути человеческой жизни с большой буквы писать стоит только слово "Учитель". Потому что его День - каждый день.

Можно по-разному учить и разному учиться. У людей, совершавших подвиги самоотречения и живущих обычной жизнью, у террористов и сестер милосердия были свои учителя. И нет более важной политики, чем Учеба. Мы любим пользоваться школьной терминологией. Мы говорим, что "жизнь преподносит нам уроки", что "мы не извлекаем уроков из случившихся событий", что "история нас ничему не учит". Но эта Учеба - единственное содержание человеческого существования.

Чему и как можно научить людей, мы решили показать на примере двух частных историй. Одна напрямую связана со школой, другая - скорее со "школой жизни". В этих двух историях можно отыскать причины того, как и почему на наших глазах меняется мир. По воле Учителей.


Если подключиться к какой-нибудь из отечественных поисковых систем в Интернете - например, к Рамблеру - и задать поиск по слову "Нальчик", то первым номером появится ссылка на среднюю общеобразовательную школу № 16. Открыв ссылку, оказываешься на официальном сайте указанной школы: история, администрация, новости, газета, пособия для учителей, фотографии, форум, гостевая... Сайт как сайт.

Но, если быть честным, надо спросить: "А много ли школ в России имеют свои сайты?" Единицы! Несмотря на федеральную программу информатизации школ. И вот среди единиц есть 16-я школа Нальчика, даже не города, а балкарского села Хасанья, расположенного неподалеку от столицы.

- Зачем нужен школе сайт? - спрашиваю директора Сулеймана Айгермазова. Сидим у него в кабинете, за окном - действительно Кавказ.

- Понимаете, хотя Кабардино-Балкария и аграрно-индустриальная республика, но сам Нальчик - чисто индустриальный город. Взгляните объявления о приеме на работу - всюду навыки работы с компьютером требуют.

Смотрю за окно. Там - горы, отдельные домики, по дороге тельная корова бредет...

-...Все связано с компьютерами! А мы и так отстали от развитых стран мира в этой области. Или в школе тебя научат, или на курсы иди. Что можно дать на курсах за месяц?! А наши дети начинают обучаться с седьмого класса. И в 10-11-м у нас 168 часов на информационно-коммуникационные технологии. Наш подход такой: каждый ребенок должен иметь на уроке свое рабочее место, свою клавиатуру. Второй лозунг: компьютер должен быть современный. У нас сейчас два компьютерных класса, тридцать машин, сервер на тысячу мегагерц частотой.

...Директору около пятидесяти, и, по-моему, он не выспался. Когда я созванивался с ним из Москвы по домашнему номеру, состоялся такой разговор: "Сулеймана Идрисовича можно?" - "Да он в школе еще". - "А когда будет?" - "Это трудно сказать. Да вы позвоните в компьютерный класс, он там, наверное". Звонил я около девяти вечера.

-...Двадцать первый век! - продолжает он. - Четвертая научно-техническая революция! И современный человек испытывает дефицит в получении информации - телевидение дает ее довольно своеобразно, а мы учим детей получать ее современным способом. И не надо забывать, что сегодня он школьник, а завтра - студент. У нас почти все выпускники дальше учатся. И наши, между прочим, заметны среди других. Спрашивают: "Вы, наверное, из Хасаньи?" Эти дети становятся более продвинутыми после работы в Интернете. С ними интереснее общаться, они более развиты...

- Можно на уроке посидеть?

- Конечно. Пойдемте.

Урок информационно-коммуникационных технологий. Компьютеры полукругом, учитель объясняет про информационно-поисковые системы. Потом ищут в Сети ссылки на родную Хасанью. Модем пищит, "винты" шуршат... Хорошо. Хотя совсем не хорошо! Один модем на десять машин: скорости на уровне начала 90-х.

- Оптического волокна у вас нет? - спрашиваю.

Директор смотрит на меня, как на инопланетянина:

- Дорого.

- Кстати, на какие деньги вся эта красота сделана?

- Первые компьютеры я в 89-м привозил из Москвы. Потом в 92-м вышел указ Ельцина о реабилитации балкарского народа. Под указ дали деньги, школы в основном автотранспорт покупали, а мы - компьютеры... И сразу вырвались на фоне других. Мы и сейчас единственная школа в Нальчике, подключенная к Интернету. А второй класс мы уже на деньги фонда Сороса купили в 98-м. Тогда и к Сети напрямую подключились, и сайт свой сделали.

- Кто сайт делал?

- Мой коллега Альберт Дмитриевич. Заедем?

Заезжаем к Альберту Урядинкову. Ему лет сорок, и сразу видно: веб-мастер.

- Альберт, - говорю, - какова суперидея сайта?

- Ну а как же школе без своего сайта? Я, кстати, сейчас новый его дизайн готовлю. Он в принципе другой будет. Сейчас все через меня идет, а с новым учителя и ученики смогут напрямую новости писать, газету, на форуме трепаться.

- А форум и впрямь популярен?

- О! Во время экзаменов - отбоя нет: темы сочинений, билеты...

- Что самое сложное, когда с детьми работаешь?

- Наверное, привить им трехмерное мышление. В принципе, Змей - извини, Сулейман (это у него "ник" сетевой - Змей) - все правильно делает. Он информатику преподает так, чтобы ребенок мог пользоваться всеми возможностями компьютера. В каждой школе Интернет должен быть!

Снова я в классе. Появляется группа ребят, они по-деловому подсаживаются к машинам и начинают заниматься своими делами. Кто-то страничку смотрит, кто-то по локалке игрушки гоняет. Подсаживаюсь к пареньку. Зовут Расул.

- Часто здесь бываешь?

- Часто. У меня своя страничка есть на chat.ru. Я еще отцу хочу страницу сделать, он альпинизмом занимается.

- А для чего вообще тебе Сеть?

- Да без этого сейчас никуда! Информация. Познакомиться можно, английский выучить тоже. Я юристом хочу стать, мне много знать нужно.

Чему вас учили и чему научили в школе?

Иван МЕЛЬНИКОВ, председатель комитета Государственной думы по образованию и науке:

- Я закончил школу в городе Богородицке, где помимо хороших знаний по многим предметам, особенно по математике, получил главное -- научился учиться, думать и с уважением относиться к людям и их мнениям.

Анатолий КУЗНЕЦОВ, актер, исполнитель роли красноармейца Сухова:

- О школе не всегда были приятные воспоминания. Не могу сказать, что я хорошо учился, в основном на тройки, хотя вел себя прилично. Надо признать, в школе был заложен определенный фундамент. В течение жизни помогали знания по литературе, истории, математике.

Аркадий ВАЙНЕР, генеральный продюсер "Дарьял-ТВ":

- Я по гроб жизни благодарен школам № 231 и 234 и альма-матер: юридическому факультету МГУ. Первая учительница Елизавета Ароновна не подавила искреннее стремление к учебе. Поэтому в отличие от большинства сверстников я обожал школу, не мог дождаться, когда кончатся каникулы, потому что каждый день узнавал массу интересного. Некоторых - например, преподавателя литературы Анну Владимировну Касюлайтис, - боготворил. Закончил школу с золотой медалью и поступил в университет, пройдя короткое собеседование.

Сергей ИВАНЕНКО, депутат Государственной думы, фракция "Яблоко":

- Я вспоминаю своего учителя географии, Леонида Семеновича Вдовина. У него не было обеих рук, он приладил самодельные браслеты и на них держал ручку и указку. Он научил меня не только географии, хотя был очень талантливым педагогом, имел звания, награды, но прежде всего - воле и мужеству.

Сергей ЗАГРЕБНЕВ, адвокат:

- Я учился в школе 20 лет назад и могу сказать, что тогда хорошо учили только точным наукам и иностранным языкам. Преподавание гуманитарных наук оставляло желать лучшего. Виновата, конечно, идеология, но сказать, что я получил какие-то знания по истории, обществоведению или литературе, я не могу. Это можно лишь с натяжкой назвать подготовкой к получению дальнейших знаний.

Антон НОСИК, главный редактор "Лента.ру":

- Учили многим предметам, ценности и смысла которых я тогда не понимал. Я отставал от школьной программы, потому что все было неинтересно. Ценность знаний по химии, физике, биологии, тригонометрии я оценил лишь спустя 5-7 лет после окончания школы.

Александр МИНАЕВ, музыкант группы "Тайм-аут":

- Учили всяким предметам, гуманитарным и техническим, а я научился музыке и последние двадцать лет играю рок-н-ролл. Там я начал концертную деятельность - первые выступления были на школьных вечерах. По некоторым предметам у меня были плохие отметки, но мне казалось, их ставят незаслуженно. В частности, учительница русского и литературы всегда ставила двойки, поэтому меня не хотели переводить в следующий класс. Я написал книгу, хотел подарить ей, а она ушла на пенсию. Так или иначе из всех одноклассников - в этом году будет двадцать лет нашему выпуску - писателем стал я один.